Факторинг для малого и среднего бизнеса
- Роль малых и средних компаний в развитии отдельных секторов и экономики в целом едва ли можно переоценить. Как следствие, вполне логичным является факт поддержки таких участников экономики государством и финансово-кредитными компаниями. И если государство стимулирует развитие этого важного сегмента экономики преимущественно посредством принятия различных программ поддержки и введения льгот, то одним из важнейших инструментов поддержки малого и среднего бизнеса со сторон финансово-кредитных институтов является факторинг.
Суть факторинговой операции сводится к уступке поставщиком задолженности своего покупателя третьей стороне – факторинговой компании, которая за это перечисляет поставщику деньги. Проще говоря, поставщик продает задолженность своего клиента компании-фактору.
То есть, компания-фактор финансирует того субъекта хозяйствования, чью задолженность купила. Помимо выкупа задолженности, фактор также может предложить дополнительные услуги — ведение учета долга, управление, страхование риска.
Факторинг — комплексная операция с рядом этапов:
1. Исполнение поставщиком контрактных обязательств перед покупателем с условием об отсрочке платежа.
2. Заключение факторингового контракта и извещение дебитора о продаже его задолженности с предоставлением реквизитов для ее погашения.
3. Предоставление факторинговой компании документов, фиксирующих факт поставки товара либо предоставления услуг.
4. Выплата факторинговой компанией продавцу установленного заключенным договором процента стоимости контракта.
5. Погашение покупателем задолженности.
6. Когда задолженность в полной мере погашена, компания-фактор переводит остаток задолженности дебитора поставщику, удержав комиссию.
Как правило, сумма, уплачиваемая факторинговой компанией продавцу по предоставлении документов, варьируется в пределах 50-90% суммы поставочного контракта и определяется:
— суммой по контракту продавца и покупателя
— сроком предоставления отсрочки
— степенью риска
Выше описана классическая схема факторинговой операции. Однако на практике каждый конкретный случай имеет свои особенности, с учетом которых выделают разнообразные его разновидности.
1. Открытый и закрытый
Описанная выше схема называется открытым факторингом. Открытый факторинг – это одна из разновидностей факторинга, при которой покупатель уведомлен о том, что его задолженность уступлена в пользу третьего лица – факторинговой компании.
Существует и другой вариант – закрытый факторинг. Если речь идет об операции закрытого факторинга — продавец не уведомляет покупателя о присутствии в сделке третьего лица. При этом покупатель оплачивает стоимость товаров на счет продавца, который в свою очередь осуществляет расчет с факторинговой компанией.
2. Регрессный и без права регресса
Когда речь идет о регрессном факторинге, фактор в случае неисполнения покупателем своего обязательства по погашению задолженности имеет право выставить поставщику требования о ее погашении.
Если речь идет о факторинге безрегрессном, компания-фактор самостоятельно проводит взыскание задолженности.
В виду имеющихся рисков факторинг без права регресса чаще всего применяется в отношении проверенных и надежных покупателей.
3. Внутренний и внешний
Внутренний факторинг имеет место, когда все участники относятся к резидентам одного государства.
Внешний факторинг – факторинг, в котором как минимум одна сторона территориально принадлежит к другой стране.
В случае с внешним факторингом, как привило, имеет место участие двух факторинговых компаний, одна из которых финансирует покупателя, в то время как вторая осуществляет перевод средств в пользу продавца, страхуя его от кредитного риска.
По своей сути факторинг весьма схож с обычным кредитованием. Однако существует ряд факторов, которые различают эти две формы финансирования:
1. Различные объекты финансирования
Объектом финансирования при факторинге выступает текущая деятельность, в то время как в случае с кредитованием преимущественно инвестиционная.
2. Срок и сумма финансирования
В случае с факторингом сумма и срок финансирования ничем не ограничены и формируются исходя из потребности клиента, в то время как срок и сумма предоставления обычного кредита четко фиксируются кредитным договором.
3. Обеспечение
Этот важный атрибут кредита не требуется при факторинговой операции.
4. Погашение задолженности
В случае факторинга задолженность погашается не поставщиком, а покупателем, в то время как при обычном кредите сам получатель исполняет свои кредитные обязательства.
Помимо вышеперечисленных, к отличиям факторинга можно отнести и то, что банк, выступающий в качестве фактора, не обяжет клиента перейти к нему на расчетное обслуживание. Кроме того, пакет документов, предоставляемых для факторинга минимален (как правило, накладная и счет-фактура) в сравнение с пакетом документов, рассматриваемым при установлении возможности предоставления кредита.
Кроме того факторинг имеет ряд существенных преимуществ над кредитованием:
— возможность страховать риски
— возможность планирования денежных потоков
— увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности
— увеличение ликвидности
— возможность постоянного оборота средств
Однако преимущества факторинга над обычным кредитованием в существенной степени определяют его цену, которая намного выше цены обычного кредита. В большинстве случаев комиссия факторинговой компании составляет порядка 15-20% от суммы дебиторского долга. Дополнительно факторинговая компания ежедневно начисляет проценты на сумму предварительно выплаченного поставщику платежа.